Меню

Из гостиниц съехали доходы. Восстановления рынка придется ждать годами.

Пандемия COVID-19 привела к значительному падению оборотов отельеров. Только за первый квартал доходность на номер в Москве снизилась почти на 15%, а в Санкт-Петербурге — более чем на 10%. Консультанты не ждут ничего хорошего от итогов второго квартала: в апреле—июне доходы гостиниц обрушатся минимум на 65%. При этом потери петербургского рынка окажутся больше, чем в столице. Хотя ситуация на российском гостиничном рынке пока лучше, чем в Европе, его быстрого восстановления после пандемии аналитики не ждут.

Загрузка отелей в Москве по итогам первого квартала составила 67%, сократившись на 16,3% относительно аналогичного периода прошлого года, говорится в отчете JLL. В Санкт-Петербурге, по данным аналитиков, падение составило 13,6%, до 38%. Примерно такие же расчеты у CBRE: в Москве в январе—марте средняя загрузка составила 54,8%, снизившись на 15,5%, а в Петербурге падение достигло 13,7%, до 41%. Во втором квартале ситуация, по всей видимости, окажется значительно хуже.

Апрель и май гостиницам придется работать с минимальным уровнем загрузки 5–10%, объясняет руководитель направления гостиничного бизнеса JLL Яна Уханова.

Снижение загрузки привело к резкому снижению доходов отельеров. По оценке JLL, показатель RevPAR (доходность на номер) за первый квартал в Москве сократился на 15,5% по сравнению с тем же периодом 2019 года, в Петербурге — на 10,9%. Заметный спад наблюдался в марте — тогда доходность в крупнейших российских городах сократилась на 46% и 44%, соответственно, подсчитали в STR Global. В то же время зимние месяцы были лучше: так, в Москве RevPAR в январе вырос на 12%, в феврале — на 3%. В Петербурге рост составил 17% и 6% соответственно. Во втором квартале Яна Уханова ждет снижения доходности отелей в Москве не менее чем на 65% из-за беспрецедентного падения спроса. «Для Санкт-Петербурга спад будет более выражен: на второй квартал приходятся ПМЭФ и сезон белых ночей»,— рассуждает она.

Несмотря на обрушение основных показателей, ситуация на гостиничном рынке в России пока складывалась лучше, чем в Европе.

По данным STR Global, в марте RevPAR для отелей, например, Парижа снизился на 69%, Лондона — на 60%, Рима — на 86%. Одновременно в последних двух городах наблюдалось снижение в феврале — на 2% и 11% соответственно. Госпожа Уханова указывает, что российские отельеры наряду со шведскими и ближневосточными продемонстрировали высокий уровень стрессоустойчивости.

Так, в Москве в конце апреля работу продолжают 65% средств размещения, в Санкт-Петербурге — 91%. В Париже гостей готовы заселять 8% средств размещения, в Лондоне — 2%.

В Москве и Петербурге загрузка отелей сохраняется в основном за счет тех, кто приехал по работе, и тех, кто по какой-то причине не может покинуть город из-за ограничений транспортного сообщения. Кроме того, многие отели активно предлагали аренду номеров на длительный срок, для самоизоляции — этот формат оказался востребованным в апарт-отелях Санкт-Петербурга.

Партнер Cushman & Wakefield Марина Смирнова называет ситуацию на гостиничном рынке беспрецедентной: даже в начале 1990-х такого не было. «После того как будет снят карантин, на рынке вполне возможны банкротства»,— прогнозирует эксперт. Но, продолжает она, в таком исходе событий практически никто не заинтересован: если гостиница в залоге у банка, банкротство застройщика приведет к тому, что у него на балансе окажется непрофильный актив.

Несмотря на резкое падение спроса, цены в гостиницах особо не изменились.

По оценкам JLL, средняя стоимость размещения составила 7,6 тыс. руб., увеличившись на 0,8% относительно аналогичного периода прошлого года. Марина Смирнова объясняет, что средняя стоимость размещения в сегменте качественных отелей сократилась менее заметно, чем загрузка.

Несмотря на резкое падение спроса, цены в гостиницах особо не изменились.

По оценкам JLL, средняя стоимость размещения составила 7,6 тыс. руб., увеличившись на 0,8% относительно аналогичного периода прошлого года. Марина Смирнова объясняет, что средняя стоимость размещения в сегменте качественных отелей сократилась менее заметно, чем загрузка.

Яна Уханова вспоминает, что после кризиса 2008 года спрос на московском гостиничном рынке смог восстановиться за год, в Петербурге на это ушло два с половиной года. Гендиректор «Аэроклуб Тура» Андрей Зинковецкий не ждет, что индустрия делового туризма, на который также ориентируются отельеры Москвы и Петербурга, начнет восстанавливаться раньше августа—сентября. «Думаю, мы начнем с небольших круглых столов в России, но след от эпидемии будет чувствоваться еще долго: это может быть, например, лимит на количество участников»,— отмечает он.

Автор: Александра Мерцалова                        Подробнее на: Коммерсантъ

Появились вопросы? Нужна консультация?
Оставьте заявку и мы перезвоним Вам

Спасибо! Ваша заявка принята!